И проведено психологическое тестирование учащихся восьмых классов средней школы Г.Новосибирска по тесту «Внешнегрупповая референтометрия». В опросе участвовало 103 человека учащиеся четырех классов. Возраст учеников от 13 лет 3 месяцев до 15 лет 1 месяца. Таким образом видно, что разница между учащимися одного класса может составлять до двух лет.
Описание исследования.
В приведенной ниже методике авторы предлагают определить референтов. Для этого тестируемым предлагается 10 – вопросов ситуаций (1-А) и список людей, окружающий их (1-Б).
Инструкция. Нужно выбрать по каждому вопросу ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые менее значимы, чем первые.

1-А
1. С кем вы отправитесь в поездку (деловую командировку) в другой город?
2. У вас случилась неприятность. Кому вы расскажите?
3. вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?
4Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?
5. Кто может указать вам на ваши недостатки, кого вы больше послушаете?
6.Вы встретили человека, который вам понравился. Кто поможет правильно оценить его?
7.Вы хотите изменить свою жизнь. С кем вы посоветуетесь об этом?
8.Кто может быть для вас примером в жизни?
9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?
10. С кем вы больше всего откровенны?

1-Б
1. Родители (отец, мать)
2. Родственники (бабушка, дедушка, дядя, тетя).
3. Брат, сестра.
4. Взрослый знакомый.
5. Знакомый родителей.
6. Друзья.
7. Лучший друг (подруга)
8. Компания, приятели.
9. Знакомая девушка, знакомый юноша.
10. Товарищи по учебе.
11. Товарищи по клубу, секции, студии.
12. Историческая личность.
13. Известный всем человек.
14. Человек, о котором ты знаешь от других.
15. Литературный персонаж.

Обработка и интерпретация результатов:
После осуществления выбора следует попросить отложить список 1- Б и по 5 – бальной шкале (5, 4, 3, 2, 1) оценить каждое из выбранных лиц. Обработка полученных результатов достаточно проста. Все упомянутые лица записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения 2 -3 лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного испытуемого.
Результаты исследования размещены в таблицу, по которой видно основные группы предпочитаемого общения у детей в подростковом возрасте.
На примере проведенного исследования можно сделать следующие выводы об интересе детей подросткового возраста к другим людям. Видно, что наибольшее предпочтение в плане общения подростки отдают своим сверстникам (друзья – более 32%, в эту группу входят одноклассники, товарищи по клубу, секции, компания), следующую группу составляют лучшие друзья (подруги) – 27% отдали им свои предпочтения, дальше идут родители – 21%, но нужно отметить, что многие дети при выборе вариантов называли именно родителей, а затем при оценке по 5 – бальной шкале оценивали их 2 или 3. Очень сильно по сравнению с младшим школьным возрастом снизился интерес к взрослым людям. Пертенава Г.С. приводит следующие данные для детей 9 – 10 лет интерес к взрослым охватывает более 40 % ожидаемого общения. К возрасту 14 лет этот показатель снижается, если суммировать показатель родителей и других взрослых, то в сумме получается 27 %, что примерно равно общению со своими сверстниками.

Заключение
В качестве выводов следует отметить следующие положения. В ходе проведенного исследования стало ясно, что общение является основной формой деятельности у детей подросткового возраста. Очень часто основное внимание уделяется общению ребенка со своими сверстниками, а общение со взрослыми отходит на второй план. Как было отмечено в работе именно в ходе общения со взрослыми происходит социализация ребенка в обществе, передача ему социокультурного наследия поколений.
Было отмечено, что наибольшее значение имеет для подростков общение с родителями (если рассматривать общение только со взрослыми людьми) и эта потребность не удовлетворяется даже на половину, хотя большинство родителей отмечают со своей стороны полую удовлетворенность общением со своими детьми.
Особую трудность представляет для подростков контакт с людьми пожилого возраста. Эта особенность объясняется тем, что эти два противоположных поколения испытывают диаметрально разные возрастные изменения (психологические и физиологические). У них разные представления времени, культуре, поведении.
Проблема школьного влияния на взаимоотношения подростков со взрослыми людьми представляется нам также особенно важной, ведь не только родители, но и учителя при переходе детей к подростковому возрасту очень часто утрачивают контакт с ребенком. Необходимо также отметить, что очень часто именно учителя выступают в роли значимого для подростка человека.
Практическая часть представляет собой проведенное в средней школе города Новосибирска психологическое исследование учащихся 8 – классов по тесту на выявление референтной группы. Тестирование прошли более 100 человек, средний возраст которых от 13.2 до 15.1. Выявлено, что основную предпочитаемую группу составляют друзья (компания) 32% и один лучший друг 27%. Родители занимают третью позицию – 21%, остальные взрослые лишь около 6 %. Таким образом, можно сказать, что основная приоритетная Форма общения у старших подростков – это общение со своими сверстниками. Именно с ними связанны основные интересы и ожидания. Родители остаются значимой группой, но постепенно теряют свои позиции, очень часто это происходит из –за конфликтов, которые несет с собой кризис подросткового возраста.

Библиографический список
1.Устиненко Е.Ф.Межличностные отношения трудных подростков. // Вопросы психологии. 1984 №1.
2.Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Издательство педагогического университета, 1995.
3.Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1987.
4.Мухина В.С. Возрастная психология. М.:Просвещение, 1997.
5.Пертенава Г.Р. Динамика изменения интересов детей на рубеже перехода к подростковому возрасту. Автореф. дисс. М., 1988.
6.Практикум по возрастной психологии.// Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001
7.Обозов Н.Н. Возрастная психология. Юность и зрелость. СПб.: Речь, 2000.
8.Полянская Д.В. Проблемы общения пожилых и молодых. // Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 1999.
9.Кон И.Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
10. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: Академия, 2001.
11.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие от младенчества до 17 лет. М.: Просвещение, 1997.
12.Атаханов Р.А. Образ жизни и взаимоотношения поколений.// Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 2000.
13.Абрамов Г.С. Возрастная психология. М. Издательство МГУ, 2000.
14.Возрастная и педагогическая психология. Словарь. М. Академия, 1999.
16. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова./ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.
17. Богданова М.В. Современники: разновременность одновременного.// Диалог поколений. Тезисы конф. Тюмень: Издательство ТГНГУ, 2000.